Достаточно часто работодатели, впрочем, как и пострадавшие в результате аварии лица, сталкиваются с проблемой совершения ДТП на служебной машине. Сложность ситуации заключается в том, что пострадавшее от происшествия лицо не знает, кому предъявлять исковые требования, а работодателя, в свою очередь, интересует процедура взыскания средств, выплаченных в качестве компенсации.
Дтп на служебной машине, кто возмещает ущерб
Согласно с нормами закона требовать компенсации ущерба, причиненного аварией, необходимо непосредственно с организации, которой принадлежит транспортное средство, а не с водителя, пребывавшего за рулем авто во время ДТП. То есть, истцом по иску подобного рода, как правило, выступает пострадавший от ДТП или его родственники (наследники) в случае летального исхода, ответчиком – предприятие, на балансе которого числится автомобиль.
Работодатель же наделен правом на истребование суммы компенсации, выплаченной пострадавшему от нарушения лицу, с работника, совершившего наезд, в порядке регресса. Как это сделать, и какого порядка осуществления процедуры следует придерживаться, читайте далее.
Дтп на служебной машине и страхование авто
В том случае если автомобиль был предварительно застрахован, убытки, причиненные ДТП, обязана покрыть страховая компания. Возмещению подлежит только та сумма, которая предусмотрена страховым договором.
Если работник совершил дорожно-транспортное происшествие на служебном автомобиле, и страховка не покрыла ущерб, остальную сумму обязан компенсировать работодатель.
Некоторые юридические аспекты ситуации
Осуществление предпринимательской деятельности в наше время невозможно без наличия транспорта. С помощью автомобилей быстрее решаются бизнес-вопросы, чаще производятся поставки и отгрузки товара.
Несмотря на массу преимуществ, присущих транспортным средствам, стоит отметить тот факт, что машина является источником опасности и может оказывать негативное воздействие на здоровье и жизнь окружающих.
Обратите внимание! Не во всех аварийных ситуациях вина заключается в несоответствующих закону действиях водителя, практике известны случаи, когда причиной ДТП являлись неисправности автомобиля, наличие поломок, в результате чего лицо, управляющее транспортом, не смогло самостоятельно справиться с управлением, и произошла авария. При совершении Дтп на служебном автомобиле возмещение ущерба ложиться на плечи предприятия.
При этом необходимо учитывать следующие нюансы:
- под понятием предприятие подразумеваются юридические лица, а также физические лица (ИП), зарегистрировавшие свою деятельность в предусмотренном законом порядке. При этом организационно-правовая форма организации для выплаты компенсации не имеет значения. Это может быть как ООО, так и акционерное общество закрытого или открытого типа;
- если работник совершил Дтп на служебном автомобиле, платит работодатель, независимо от того, на каких основаниях он владеет транспортным средством. То ли авто принадлежит организации на праве собственности, то ли на праве аренды. Это никак не влияет на объемы выплат и порядок истребования компенсации.
Вред, причиненный происшествием на дороге
Последствием ДТП является нанесение вреда другим лицам, участвующим в аварии, и непосредственно работодателю, сотрудник которого совершил наезд. Как правило, под вредом подразумевается материальный ущерб, подлежащий компенсации. Это средства, потраченные на восстановление автомобиля, а в некоторых случаях на лечение пострадавших в результате аварии лиц.
Привлечение виновного лица к ответственности
В соответствии с законом вред, нанесенный имуществу других участников гражданско-правовых отношений, подлежит возмещению в полном объеме. Для привлечения нарушителя к ответственности необходимо наличие основных составляющих состава правонарушения:
- объект правонарушения (имущество, которому нанесен вред);
- субъект (физическое вменяемое лицо, обладающее необходимым объемом дееспособности);
- объективная сторона (противоправное деяние – причиненный вред – связь между первым и вторым действием и наступившими последствиями);
- субъективная сторона (наличие вины).
В случае с ДТП, в котором участвовал только один источник повышенной опасности (автомобиль), для привлечения виновного лица к ответственности и истребования компенсации наличие вины последнего не обязательно. То есть, независимо от того, нарушал ли водитель автомобиля ПДД или нет, наказания за нанесенный пешеходу ущерб, не избежать.
Исключением являются следующие случаи когда:
- происшествие произошло в результате наличия умысла потерпевшего. К примеру, пешеход сам бросился под колеса автомобиля, в результате чего его жизни и здоровью, не говоря уже об имуществе, был нанесен ущерб;
- авария является последствием непреодолимой силы. Как правило, под данным понятием подразумеваются стихийные бедствия и катастрофы существенного масштаба.
Если же в происшествии принимало участие несколько автомобилей, привлечение к ответственности и распределение убытков осуществляется следующим образом:
- при нанесении вреди пешеходу/пешеходам водители, а в случае со служебным авто — работодатели, несут солидарную ответственность перед третьими лицами. При этом была ли вина участников ДТП в его совершении или нет, не имеет значения;
- ответственность владельцев автомобилей, пострадавших во время аварии, по отношению друг к другу устанавливается в зависимости от наличия или отсутствия их вины, то есть на общих основаниях с учетом всех правил и требований, касающихся состава правонарушения. Если в аварии виновны оба водителя, причем их вина одинакова, покрывать убытки следует в равной мере.
Обратите внимание! В последнем случае имеет смысл доказывание факта нарушения правил дорожного движения владельцами транспортных средств, участвовавших в происшествии. В качестве доказательств можно использовать протокол ГИБДД, показания свидетелей, поэтому привлечение сотрудников ГИБДД к делу будет как нельзя кстати.
Также не помешает:
- независимая оценка ущерба при ДТП;
- техническая экспертиза при ДТП.
В случае ДТП на служебной машине возместить ущерб должно предприятие, работник которого своими противоправными действиями, в данном случае суть которых заключается в нарушении ПДД, нанес ущерб другим участникам аварии, а также третьим лицам.
Возмещение материального вреда, причиненного ДТП, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В том случае, если в результате аварии был нанесен ущерб здоровью или жизни лица (ДТП с пострадавшими), такое нарушение автоматически переходит к категории деяний, предусмотренных уголовным законом и помимо компенсации убытков, нарушителю грозит привлечение к уголовной ответственности.
Уголовная ответственность имеет индивидуальный характер, поэтому, несмотря на то, что ущерб возмещается за счет работодателя, нести уголовное наказание будет не кто иной, как непосредственный виновник ДТП.
Служебный автомобиль, ДТП и регрессные требования: о чем говорит закон
Гражданским законодательством гарантировано право работодателя требовать от сотрудника-нарушителя возмещения выплаченной суммы компенсации. В случае удовлетворения иска работник обязан выплатить требуемые средства в порядке регресса. Таким образом, действующее законодательство защищает права работодателей, поскольку выплата компенсации причиняет определенные убытки предприятию.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- компенсация ущерба осуществляется за счет организации, которая и будет выступать ответчиком по иску;
- работодатель имеет право требовать возмещения произведенной компенсации с работника в порядке регресса;
- при наличии страхового полиса обязательства по покрытию убытков ложатся на страховщика. Расчет выплаты по ОСАГО производится согласно содержанию договора.
Для составления искового заявления, как правило, требуется консультация автоюриста, это поможет сэкономить не только время, но и усилия.
Источник: https://1DTPhelp.ru/dtp/avariya-na-sluzhebnom-avtomobile/
Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия
В большинстве компаний есть служебный автомобиль, которым пользуется или специальный водитель, или один из работников для выполнения своих поручений. Такой водитель, как и любой другой автомобилист, не застрахован от падания в аварию, ведь это происшествие происшествие практически невозможно предугадать.
Порядок действий после дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле существенно отличается от привычного.
Действия водителя, если попал в ДТП на служебном автомобиле
Дорожно-транспортные происшествия случаются каждый день, и большинство из них происходит с участием служебных автомобилей.
Действия водителя, ставшего участником дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле, совпадают с последовательностью действий, совершаемых автомобилистами на собственных машинах.
- Сначала водитель должен остановить автомобиль, заглушить двигатель и поставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров от авто.
- Далее автомобилист должен убедиться в том, что в результате происшествия нет пострадавших. Если таковые все же имеются, необходимо оказать им первую медицинскую помощь, чтобы поддержать жизнедеятельность пострадавшего до приезда кареты скорой помощи. Если у автомобилиста нет навыков оказания первой помощи, он может попросить об этом очевидцев произошедшего.
- Во время ожидания приезда представителей экстренных служб, водитель должен внимательно осмотреть служебный автомобиль и выявить все причиненные в результате дорожно-транспортного происшествия повреждения. Все найденные царапины, вмятины и сколы необходимо зафиксировать на фото или видеокамеру. Также желательно сделать снимки следов транспорта, оставшихся на дорожном покрытии, и местонахождение авто относительно стационарных объектов (светофоров).
- До приезда сотрудников ГИБДД нужно заручиться поддержкой свидетелей, взять их контактные данные.
Помимо этого, работник, попавший в ДТП, должен уведомить своего начальника о произошедшей аварии, так как только работодатель имеет право сообщить страховщику о наступлении страхового случая.
Действия работника после приезда сотрудников ГИБДД
По приезду на место происшествия сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенные правила:
- Во время составления протокола водитель не должен признавать свою личную вину в ДТП на служебном автомобиле.
- Сотрудникам ГИБДД стоит рассказать ситуацию именно так, как ее увидел водитель. После рассказа необходимо убедиться, что инспектор зафиксировал произошедшее именно так, как рассказал работник.
- Перед тем, как поставить подпись на документе, водитель должен убедиться в том, что все было зафиксировано должным образом. Иногда инспектор вносит в протокол данные, которые в дальнейшем могут повлиять на ход разбирательства.
- После заполнения сотрудниками дорожной инспекции всех необходимых документов, работник должен получить свои экземпляры, чтобы в дальнейшем отдать их своему непосредственному работодателю. Также автомобилист должен уточнить адрес отделения ГИБДД, где он сможет получить недостающие документу для страховой компании.
- Если во время проверки документов, заполненных сотрудником ГИБДД, автомобилист должен указать ему на неточности и ошибки. Если инспектор оказывается вносить изменения, водитель должен отметить это в протоколе, рядом со своей подписью.
Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в рабочее время
Если автомобилист попал в ДТП, не имея страхового полиса, или если он не списан в данный полис, придется понести дополнительную ответственность.
Однако в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, ответственность за недобросовестное исполнение страхового права возлагается на собственника транспортного средства.
Соответственно, если речь идет о служебном транспорте, разбираться со страховой компанией и выплачивать ущерб пострадавшим будет юридическое лицо. Водитель, который оказался участником дорожно-транспортного происшествия, не будет принимать участие в судебном разбирательстве.
Однако автомобилист, находившийся за рулем служебного авто в момент аварии, понесет свою долю ответственности. Если в ходе разбирательства будет установлено, что именно этот человек стал виновником ДТП, ремонт служебной машины будет проводиться именно за его счет или из части его ежемесячной оплаты труда.
- Работодатель имеет право привлечь виновника аварии, управляющего служебным авто, к ответственности, в соответствии с требованиями локальных нормативных правовых актов.
- Если же в ходе судебного разбирательства будет установлено, что действия работника не были причиной дорожно-транспортного происшествия, ни представители государственных учреждений, ни его работодатель не будут иметь права привлекать его к каким-либо видам ответственности.
- Стоит помнить о том, что ответственность за отсутствие страхового полиса или прочие деяния, совершенные автомобилистом, переходит на юридическое лицо только в том случае, если происшествие произошло в рабочее время, когда автомобилист-работник компании фактически выполнял свои служебные обязанности.
- Если же водитель управлял служебным авто в нерабочее время, последствия аварии будут другими.
Работодатель водителя обязан возместить вред, причиненный автотранспорту третьего лица в результате ДТП на служебном автомобиле. Если в аварии виновен работник, работодатель на основании статьи 1068 ГК РФ самостоятельно компенсирует ущерб пострадавшей стороне, а затем взыскивает его с работника в порядке регресса (статья 1081 ГК РФ).
В случае, когда ДТП произошло во внерабочее время, статья 1068 ГК РФ не применяется. Водитель будет нести ответственность лично как владелец источника повышенной опасности на основании статьи 1079 ГК РФ.
Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в нерабочее время
Если в рабочее время автомобилист попал в ДТП на служебном автомобиле, ситуация разрешается достаточно просто. Всеми разбирательствами занимается юридическое лицо – собственник транспортного средства.
Однако такое возможно только в том случае, когда работник управлял авто во время фактического исполнения им своих трудовых обязанностей.
В противном случае, если водитель управлял авто в нерабочее время, даже имея на это разрешение от своего непосредственного работодателя, он будет должен в полной мере понести ответственность за совершенное им деяние.
Конечно, по закону, ответственность за автомобиль, ставший инициатором дорожно-транспортного происшествия, будет нести компания-собственник авто. Однако в том случае, если виновник аварии управлял транспортом в нерабочее время, юридическое лицо имеет полное право подать на него иск за повреждение авто.
В таком случае, водитель будет должен:
- Полностью возместить весь ущерб, понесенный работодателем.
- По желанию руководства организации компенсировать причиненный моральный ущерб.
Каждый автомобиль, который находится в собственности предприятия, выполняет определенные функции. Следовательно, если в течение определенного промежутка времени авто не используется, компания несет убытки.
В таком случае законодатель находится полностью на стороне руководителя компании, и позволяет ему не только получить с работника материальный и моральный ущерб, но и привлечь его к дисциплинарной ответственности (от выговора до увольнения).
Источник: https://AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/dtp-na-sluzhebnom-avtomobile/
Попал в ДТП на рабочей машине, кто будет возмещать ущерб?
5/5 (4)
Если ДТП уже произошло, в первую очередь не стоит паниковать. В подобных случаях очень важны четкие действия именно в первый момент.
Важно! Итак, приведем порядок действий в такой ситуации:
- включить аварийный сигнал автомобиля и выставить на дорогу знак аварии;
- проверить другой автомобиль на наличие пострадавших, по возможности помочь им выбраться из машины, а также вызвать бригаду скорой помощи;
- не допускать изменения положения транспорта после столкновения;
- вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД;
- сообщить руководству о произошедшем, дабы оно вызвало эксперта или представителя страховой компании;
- самостоятельно произвести осмотр служебного автомобиля, по возможности зафиксировать полученные дефекты и повреждения;
- произвести съемку мест ДТП со всех возможных ракурсов, дополнительно засняв и второй автомобиль;
- найти свидетелей и очевидцев происшествия, записать их имена и контактные данные, можно взять с них пояснения или попросить о даче показаний;
- при общении с сотрудниками инспекции сохранять спокойствие, подробно описать произошедшее ДТП;
- до выяснения всех обстоятельств своей вины не признавать;
- перед подписанием протокола его текст необходимо внимательно прочитать, обратив внимание на то, чтобы в записях значилось слово «водитель», а не виновник ДТП;
- если записи в протоколе не соответствуют данным показаниям, подписывая, обозначить свое несогласие письменно, сделав запись «с протоколом не согласен»;
- истребовать с сотрудника копии всех документов, оформленных на месте происшествия, а недостающие получить в отделении ГИБДД.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Ответственность за ДТП в рабочее время
Вопрос принадлежности или формы собственности автомобиля не делает его менее опасным. А последствия происшествия на дороге не всегда возлагаются на плечи водителя, если автомобиль служебный.
Если автомобиль попал в ДТП, когда водитель выполнял свою работу – профессиональные обязанности – то вина, если она доказана, возлагается на организацию, которой он принадлежит. Последнее определяется по смыслу ст. 1068 ГК РФ.
В соответствии с данной нормой частное лицо или организация обязаны возместить ущерб, причиненный его транспортным средством в то время, когда водитель выполнял свои трудовые обязанности.
Если автомобиль и ответственность организации застрахована в соответствии с нормами закона, то ущерб возмещается:
- из фондов страховщика или за счет другого участника аварии, если его виновность доказана:
- если вина второго участника обозначена, то водитель, управлявший служебным транспортом, освобождается от ответственности, и претензий к нему не предъявляется;
- в ходе судебного разбирательства водитель служебного автомобиля, если он не виновен, привлекается в качестве третьего лица;
- никаких финансовых требований к последнему не предъявляется, и из зарплаты ничего не удерживается.
Ремонт пострадавшего автомобиля осуществляется за счет средств страховой компании, в которой застрахован виновник аварии. Если полиса ОСАГО у него нет, то он обязан произвести оплату ремонта за счет личных средств.
Учтите! Если вина водителя служебного транспорта доказана, или средств страховки недостаточно, остаточную стоимость ремонта или возмещение ущерба могут возложить на него.
Рассматриваются ситуации, в которых водитель использовал транспорт для личных целей в нерабочее время. Последнее подтверждается отсутствием путевого листа, если перевозился груз, то сопроводительных документов на него.
В этом случае события могут развернуться в трех направлениях:
- водитель служебной машины признан потерпевшим, то есть не виновен в аварии, тогда вся ответственность за причиненный ущерб возлагается на страховую компанию, клиентом которой является виновник аварии. Но страховщик может отказаться от возмещения, сославшись на тот факт, что транспорт использовался в нерабочее время. В этой ситуации организации, владеющей автомобилем, необходимо доказывать свою правоту в суде, который с большой вероятностью примет решение в ее пользу;
- если средств страхового возмещения будет недостаточно, то остаточную стоимость ремонта будет оплачивать водитель служебного транспорта, использовавший его в нерабочее время;
- если вина водителя служебного транспорта очевидна и доказана, то для него ситуация сложится критично. Так, ущерб возложат на собственника автомобиля – организацию. Но она вправе возложить его на водителя, использовавшего транспортное средство в нерабочее время. Даже если он откажется его выплачивать, в судебном порядке его вынудят это сделать, так как данная норма предусмотрена трудовым законодательством.
Эта норма вытекает из смысла статьи 243 ТК РФ, гласящей, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:
- причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
- причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Кроме того, ремонт служебного транспорта также возложат на водителя, использовавшего его во внеурочное время и допустившего ДТП. Понесенные организацией судебные издержки и возмещение морального вреда также возложат на сотрудника.
В чью страховую обращаться при ДТП пострадавшему?
Кто возмещает ущерб, если нет виновных
Если виновных в аварии лиц не установлено, то страховая компания ущерба не оплачивает. А восстановление пострадавшего автомобиля производится за счет средств компании, которой он принадлежит.
По закону последняя не вправе потребовать с водителя возмещения средств, затраченных на ремонт авто, или его полную стоимость.
Иногда организации пытаются «давить» на сотрудника, вынуждая подписать долговую расписку или начать выплачивать ущерб.
Водителю стоит стоять на своем, отказываясь платить и давать расписку. С этим документом организация обязательно пойдет в суд, и даже если он составлен без нотариуса, суд примет ее сторону и уже на законных основаниях обяжет водителя платить.
В случае обоюдной вины
В некоторых случаях виновными в аварии признаются оба водителя. В этом случае страховые компании погашают только 50 % ущерба. Или же ущерб делится по степени виновности водителей.
Но второй водитель имеет полное право потребовать недостающую сумму с организации, которой принадлежал автомобиль первого. А организация в свою очередь может потребовать со своего сотрудника вернуть выплаченную по иску сумму.
Управляя служебным транспортом, не стоит надеяться на то, что в случае нарушения ПДД отвечать за вас будет работодатель. Но если вашей вины в аварии нет, то не стоит ее взваливать на себя.
Запомните! Если же работодатель пытается взвалить всю вину на вас, то лучше обратиться за защитой в суд и заручиться помощью опытного юриста. Он быстрее вас разберется, кто кому и сколько должен.
С кого требовать возмещения ущерба: водителя или организации
Законодательство гласит, что требовать возмещения ущерба нужно с организации — собственника авто, а не с водителя, который на момент аварии управлял им.
То есть в качестве истца будет выступать пострадавший от ДТП, если же авария была со смертельным исходом для пострадавшего, то в качестве истца будут выступать его родственники (наследники). Ответчиком же будет организация, на чьем балансе находится авто.
Но у работодателя имеется право востребовать сумму компенсации с работника, ставшего виновником наезда, в порядке регресса. Об этом будет сказано далее.
Посмотрите видео. 21 совет, что делать после ДТП:
Дтп на служебной машине и страховка
Если машина имела страховку, то все убытки покрывает страховая. Но возмещается только сумма, прописанная в договоре.
Если же страховка не покрывает весь нанесенный ущерб, то оставшуюся часть компенсирует работодатель.
Если сотрудник компании попал в аварию пьяным
Если водитель управлял служебной машиной в пьяном виде и совершил при этом ДТП, и все это подтверждается медэкспертизой и постановлением ГИБДД после разбора ДТП, то он обязан будет возместить весь причиненный ущерб третьим лицам и своему работодателю в полной мере.
Так говорится в пункте 4 части 1 статьи 243 ТК. Если же работник, уличенный в пьяном вождении, смог оспорить наказание и избежать ответственности за вождение в пьяном виде, то и работодатель не сможет взыскать с него ущерб в полном объеме. Ведь его вина не была доказана.
Важно! Чтобы получить со своего работника в полной мере, работодателю необходимо иметь доказательство того, что он управлял служебным транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Привлечение виновного лица к ответственности
Закон категоричен – весь нанесенный имуществу других участников аварий вред должен быть полностью возмещен.
Чтобы нарушителя можно было привлечь к ответственности, в деле должны присутствовать основные составляющие состава преступления:
- объект правонарушения. Им обычно является имущество с нанесенным ему вредом;
- субъект. Это физлицо во вменяемом состоянии и с требуемым объемом дееспособности;
- объективная сторона. Это связь между противоправными действиями и причиненным вредом и последствиями этой связи;
- субъективная сторона. Это наличие вины.
Если участником ДТП являлся только один источник повышенной опасности (автомобиль), то чтобы привлечь к ответственности виновника аварии для истребования с него компенсации за ущерб, не обязательно наличие вины последнего. То есть не обязательно водитель должен быть нарушителем правил, за нанесенный пешеходу вред он все равно понесет наказание.
Внимание! Имеются исключения:
- у потерпевшего наличествовал умысел, что и привело к возникновению данной ситуации. Здесь имеется в виду пример, когда пешеход по каким-то причинам сам кидается под колеса авто. В итоге ущерб наносится его здоровью, жизни и имуществу (автомобилю);
- причиной аварии стали непреодолимые внешние факторы. Обычно под таким понятием подразумевают катастрофы больших масштабов и стихийные бедствия;
Если же в ДТП участвовало несколько машин, то привлечение к ответственности и распределение ущерба рассчитывается так:
- если вред нанесен пешеходу, то ответственность несет водитель. В нашем случае он был на служебном авто, а значит, солидарную с ним ответственность несет и работодатель. При этом не имеет значения, был виновен водитель в ДТП, или нет;
- если в ДТП пострадали несколько авто, то ответственность водителей будет устанавливаться в зависимости от их степени виновности. То есть все будет рассчитываться на общих основаниях с учетом всех требований, касающихся состава правонарушений и ПДД. Если же виновниками аварии являются оба водителя и степень их вины одинакова, то убытки покрываются в равной мере.
Регресс по ОСАГО с виновника ДТП.
В последнем случае есть смысл доказать факт нарушения ПДД водителями других ТС, участвовавших в аварии. Доказательствами могут послужить протокол ГИБДД, свидетельские показания. Так что от привлечения сотрудников автоинспекции к делу не отказываемся.
Кроме того, не лишним будет:
- независимая оценка ущерба при аварии;
- техническая экспертиза при аварии.
Если виновником ДТП стал водитель на служебном авто, в результате которого был нанесен ущерб другим ТС и третьим лицам, то возмещение ущерба ложится на предприятие, чей работник и стал виновником ДТП.
Рассматриваться дело по возмещению материального ущерба будет в гражданском суде. Если же в результате аварии был причинен вред здоровью и жизни людей, то такое правонарушение автоматически попадает под юрисдикцию уголовного законодательства.
И кроме возмещения ущерба виновнику происшествия может грозить и уголовная ответственность.
Учтите! В этом случае виновнику аварии, водителю, нужно помнить, что, несмотря на то, что материальный ущерб возмещается его работодателем, уголовную ответственность будет нести он. Так как она имеет индивидуальный характер, и солидарная ответственность не предусматривается.
Авария на служебном автомобиле и регрессные требования
Если сотрудник фирмы совершил ДТП на служебном авто, то работодатель имеет полное право требовать от него возмещения выплаченной компенсации. Такое право ему дает гражданское законодательство.
Если суд удовлетворит иск работодателя о возврате компенсации, то сотруднику-нарушителю нужно будет уплатить назначенную ему сумму в порядке регресса. Ведь выплата компенсации наносит определенные убытки предприятию, и законодательство таким образом защищает права работодателя.
Выплачивается ли страховка виновнику ДТП?
Из всего вышесказанного получается следующий вывод:
- весь ущерб компенсируется организацией, именно она будет выступать ответчиком в суде вместо сотрудника;
- выплаченную компенсацию работодатель может потребовать с работника в порядке регресса;
- если имеется страховой полис, то все обязательства по покрытию убытков берет на себя страховщик. Весь расчет производится согласно договору страхования.
Составление искового заявления лучше всего осуществлять под наблюдением автоюриста. Его помощь позволит сэкономить и время, и усилия.
Посмотрите видео. Как получить страховку после ДТП:
Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:
- 8 (499) 322-73-27
- Москва, Московская область
- 8 (812) 507-82-87
- Санкт-Петербург, Ленинградская область
- 8 (800) 551-71-02
- Федеральный номер для других регионов России
Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.
Источник: https://potreb-prava.com/avtotransport/popal-v-avariyu-na-sluzhebnom-avtomobile.html
Если виновник ДТП был на служебной машине
Ответ: Такие случаи действительно не редкость. Если виновник ДТП был на служебной машине, возникает вопрос, кто должен возмещать ущерб – водитель или организация, которой и принадлежит транспортное средство?
В любом случае, ущерб должен быть возмещен в полной мере по статье 1064 ГК РФ. Согласно статье 1068 ГК РФ, выплата ущерба является обязанностью фирмы, которой принадлежит ТС. Водитель, виноватый в ДТП, является третьим лицом в суде со стороны ответчика (организации, чья машина нанесла вам ущерб). Поэтому, скорее всего, их юрист будет присутствовать при составлении протокола.
Чтобы в итоге не оказаться виноватыми в ДТП и не выплачивать ущерб, которого вы не наносили, лучше всего заранее заручиться поддержкой опытного специалиста, вызвать ГИБДД и независимую экспертизу. Это поможет вам не получить встречную претензию от юриста организации и не оказаться виновником происшествия.
Если вам выплачивает ущерб организация, то по 1081 статье ГК РФ водитель возмещает фирме, в которой работает, ущерб со своей заработной платы. Если он откажется, взыскать с него деньги фирма сможет лишь в судебном процессе. Но в этом случае водителя лишат водительских прав, а значит, он теряет работу. К тому же он должен за свой счет починить служебный автомобиль.
Поэтому водитель абсолютно не заинтересован в том, чтобы оказаться виновником происшествия и будет стараться обратить в свою пользу любые спорные моменты. Примите все меры, чтобы обезопасить свои интересы. Убедитесь, что обстоятельства ДТП и данные водителя зафиксированы.Если есть такая возможность, пригласите на место происшествия независимого эксперта и юриста.
Как взыскивать ущерб в подобных случаях
Механизм компенсации в данном случае будет таким – вам ущерб возместит страховая компания, в которой оформлена страховка на автомобиль виновника. Затем страховая компания взыщет средства с предприятия, которому принадлежит машина. А после этого предприятие будет требовать возмещения ущерба от водителя.
Поэтому не исключено, что водитель предпочтет не доводить дело до привлечения страховой компании и своего руководства и предложит самостоятельно оплатить ущерб. Позаботьтесь о том, чтобы повреждения, полученные машиной, были зафиксированы.
Проблемы также могут возникнуть, если передвижение водителя на данной машине не было оформлено документально. Предприятие может попытаться убедить страховую компанию и полицию, что водитель взял машину самовольно.
Поэтому поинтересуйтесь, есть ли у него соответствующим образом оформленные сопроводительные документы. Проконсультируйтесь с юристом, как лучше защитить свои интересы, если виновник ДТП был на служебной машине.
Источник: https://LegalFAQ.ru/avtopravo/vyplaty-po-straxovke/esli-vinovnik-dtp-byl-na-sluzhebnoj-mashine
Как работодатель может взыскать ущерб, если работник попал в ДТП на служебной машине? — Правовед.RU
492 юриста сейчас на сайте
Добрый день! Такая ситуация, я водитель , двигался на служебном авто после рабочего дня на парковку. Во время движения произошло ДТП , я не уступил при перестроении из ряда в ряд автобусу и он врезался в меня и прижал к впереди идущему авто. Водитель впередистоящего авто осмотрев своё авто сразу уехал не объясняя причин. Мы остались вдвоём. Бала почти перекрыта основная магистраль города.
2 из 3 полос. Я вызвал ГИБДД В это время мимо проезжал аварийный комиссар и подъехал к нам .Он объяснил что по закону мы можем оформить европротокол т.к. нас двое участников и ущерб автобуса менеее 50000.На что мы согласились. Вопрос :как работадатель может требовать с меня выплату ущерба? Стоимость составляет примерно 100000 рублей. Свою вину в европротоколе я признал.
Вызов ГИБДД был отменё
Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос
Добрый день.
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. ст. 238 ТК РФ.
Выплата ущерба работодателю может быть добровольной (по соглашению) и принудительной (через суд). Работодатель в порядке регресса имеет право на получения возмещения ущерба служебному автомобилю.
Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. ст. 1081 ГК РФ.
Добрый день.
ТК РФ, Статья 233. Условиянаступления материальной ответственности стороны трудового договораМатериальнаяответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный еюдругой стороне этого договора в результате ее виновного противоправногоповедения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящимКодексом или иными федеральными законами.
Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размерпричиненного ей ущерба.ТК РФ, Статья 248. Порядоквзыскания ущербаВзыскание свиновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячногозаработка, производится по распоряжению работодателя.
Распоряжение можетбыть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установленияработодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячныйсрок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненныйработодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию сработника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание можетосуществляться только судом.При несоблюденииработодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право
обжаловать действия работодателя в суд.
Источник: https://pravoved.ru/question/1601637/
Двойная ответственность — ДТП на служебной машине: кто и за что заплатит?
Управление служебным автомобилем – еще не гарантия того, что водитель будет осторожен. Но если человек попадает в аварию, улаживание ситуации происходит немного иначе, чем у того, кто ехал на собственном авто. И это не означает, что водителю удастся избежать ответственности.
Что делать, если попал в аварию на служебной машине
Если ДТП уже произошло, главное – не растеряться, четко и быстро выполнить следующие действия:
- включить «аварийку» и выставить на дорогу соответствующий знак;
- узнать, есть ли в другом автомобиле пострадавшие, при необходимости помочь им и вызвать «скорую»;
- не менять положение поврежденных ТС;
- вызвать сотрудников ГИБДД;
- позвонить своему руководству, чтобы они могли связаться со страховщиком;
- осмотреть служебную машину, предварительно определить полученные дефекты;
- сфотографировать место происшествия во всех подробностях и с разных ракурсов, а также автомобили участников аварии;
- найти и записать имена, телефоны и адреса очевидцев случившегося, убедить их дать показания;
- объяснить сотрудникам ГИБДД, как все произошло;
- не признавать себя виновным (пусть сначала соответствующие органы это докажут);
- проследить, чтобы в протоколе было верно описано видение ситуации, стояло определение «водитель», а не «виновник»;
- в документе так же должна быть информация о свидетелях;
- если протокол не отражает истинных обстоятельств дела, свое несогласие следует зафиксировать в нем;
- забрать у сотрудника ГИБДД все документы, которые положены в таких случаях, а недостающие получить в ближайшем отделении полиции.
Рекомендуем прочитать о правилах общения с инспектором ГИБДД. Вы узнаете об основаниях для остановки авто, правилах общения с инспектором ГИБДД, видеосъемке регистратором разговора, правах и ограничениях сотрудников ГИБДД.
А здесь подробнее о штрафе за спецсигналы.
Какая ответственность за ДТП
Вне зависимости от формы собственности автомобиль является источником повышенной опасности. Но последствия ДТП не всегда улаживаются тем, кто был за рулем, если транспорт служебный.
В рабочее время
Если во время аварии автомобилист осуществлял свои профессиональные обязанности, ответственность возлагается на организацию, которой принадлежит ТС. Это регламентируется статьей 1068 Гражданского Кодекса РФ:
Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Если все оформлено законным образом, на автомобиль должна быть страховка. Выплата на ремонт осуществляется:
- Из средств страховой компании другого участника аварии, если он признан виновным. Здесь к водителю служебного авто, являющегося потерпевшей стороной, обычно не предъявляют претензий. Он освобождается от судебных тяжб в качестве истца, выступая третьей стороной. Тем более не будет истребовано никаких выплат из собственного кармана наемного работника.
Ремонтировать машину придется за счет страховщика, виновного в аварии. А если у последнего нет полиса, то за его личные средства.
- Страховой фирмой, выдавшей ОСАГО на служебную машину, если ее водитель виноват в ДТП. В данном случае часть выплат могут потребовать с него самого, вычитая деньги из зарплаты. Например, если он грубо нарушил правила, или страховка не покрывает ущерб целиком. Водителя служебного ТС могут вынудить восстанавливать и автомобиль, принадлежащий организации. Если он откажется делать это добровольно, фирма подаст в суд и скорее всего выиграет дело.
В нерабочее время
Иначе все происходит, если автомобилист использовал служебную машину в личных целях в нерабочее время. В поездке у него нет путевого листа и других сопроводительных документов. Здесь тоже могут быть два варианта ответственности:
- Работник признан потерпевшей стороной. В этом случае ремонт машины должен происходить за счет страховщика другого участника аварии. Но он может отказаться делать это добровольно, сославшись на то, что действие полиса не распространяется на использование ТС в нерабочее время. Организации, которой принадлежит авто, придется подавать в суд. Дело наверняка удастся выиграть.
Но если страховая выплата не покроет весь ущерб, доплачивать придется водителю, попавшему в аварию в нерабочие часы.
- Он признан виновным в ДТП. Здесь все еще сложнее. Возмещать урон, нанесенный другой стороне, обяжут организацию, на которую зарегистрировано авто. Но она потребует возврата выплаты с работника, воспользовавшегося ТС в неурочное время. Если он не желает возмещать ущерб добровольно, работодатель подаст в суд. Сделать это разрешает статья 243 Трудового Кодекса РФ, гласящая:
«Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях: … причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;… причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.».
Кроме выплаты пострадавшей стороне, на него ляжет необходимость ремонтировать и служебную машину. Организация может также потребовать со своего сотрудника погашения морального вреда, подав иск в суд.
Кто платит за разбитое служебное авто, если в ДТП нет виновных
Отсутствие виновника в аварии приводит к тому, что выплаты страховой компанией, если это полис ОСАГО, не производятся. Но служебный автомобиль оказывается разбитым, значит, требует ремонта.
В этом случае организация должна восстанавливать его за свой счет. Или подавать в суд для выявления виновника и взыскания с него возмещения ущерба.
Но требовать со своего водителя, чтобы он оплачивал ремонт автомобиля из личных средств, работодатель не имеет права.
Нередко сотрудника в таких случаях вынуждают составлять долговую расписку, чтобы с ее помощью незаконно получить с него деньги на восстановление ТС.
Водителю ни в коем случае не следует поддаваться давлению и подписывать ее. Ведь работодатель с этим документом пойдет в суд.
И тот, несмотря на отсутствие заверения расписки нотариусом, может принять решение о выплате водителем несуществующего долга.
О том, когда страховая компания отказывает в выплате ОСАГО на законных основаниях, смотрите в этом видео:
Если вина обоюдная
Иногда виновными в ДТП называют обоих водителей. В этом случае ущерб погашается страховыми компаниями, но только в размере 50%. Или сумма делится в соответствии со степенью вины каждого.
Но второй участник ДТП может потребовать недостающие деньги с организации, в которой трудится водитель служебного авто.
А она имеет право подать в суд уже на своего работника, чтобы вернуть выплаченные по этому иску деньги.
Рекомендуем прочитать о лишении прав за ДТП. Вы узнаете о классификации ответственности за ДТП, наказании за ДТП с пострадавшими и без, в алкогольном опьянении.
А здесь подробнее о том, как проверить, была ли машина в ДТП.
Садясь за руль служебной машины, автомобилист не должен рассчитывать, что отвечать за его нарушения будет работодатель. Но не стоит также брать на себя вину за ДТП и разбитую машину, если ее нет. При попытке организации взвалить все выплаты на сотрудника лучше идти в суд, взяв в помощники опытного юриста. Он скорее разберется в том, кто, кому и сколько должен возмещать.
Источник: https://avto-urist.online/dtp-na-sluzhebnoj-mashine/
Водитель разбил служебный автомобиль должен ли он возместить ущерб
- Главная
- Пресс-центр
- Публикации
- ДТП на служебном автомобиле. Когда работник заплатит за ремонт
Информация и связи
ДТП на служебном автомобиле. Когда работник заплатит за ремонт
- Анастасия Кузьмина
- Услуги: Арбитраж и внесудебное разрешение споров, Трудовое право
- Дата: 24.07.2017
Работник может стать виновником ДТП на служебном автомобиле.
Компания не только отремонтирует собственный автомобиль за свой счет. Она также выплатит потерпевшим моральный вред и стоимость ремонта их машин. Все эти расходы реально взыскать с работника.
Для суда подготовьте один из четырех наших аргументов.
Работник причинил ущерб во время поезкди по личным делам
Даже если вина работника в ДТП доказана, это не значит, что он должен возмещать полную стоимость ремонта служебного автомобиля. По общему правилу работник возмещает ущерб только в размере среднего заработка. Весь ущерб он возмещает в определенных случаях. Например, если ДТП произошло во время поездки по личным делам (п. 8 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Различие между личными и служебными поездками зависят от их цели. Суд признает поездку служебной, если работник выполнял поручение начальника.
При этом время поездки не так важно. Например, поездку после окончания рабочего дня, но в интересах работодателя, суд посчитает служебной.
Судебная практика
Работник самовольно взял автомобиль компании и уехал по личным делам. Во время поездки он попал в аварию. Компания починила автомобиль за свой счет. Затем потребовала взыскать с работника стоимость ремонта.
Суд удовлетворил иск. Работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому должен возмещать полную стоимость ремонта (апелляционное определение ВС РТ от 06.08.2015 по делу № 33-11605/2015).
Некоторые компании подтверждают личный характер использования автомобиля в момент ДТП следующим образом. Они заранее просят работника написать заявление на отпуск с открытой датой. Если происходит ДТП, в заявлении указывают дату события. Получается, что работник причинил ущерб не при выполнении трудовых обязанностей.
Суд может раскрыть такую схему в входе рассмотрения дело о взыскании ущерба с работника. Например, на основании показаний свидетелей. Также суд учтет, что работодатель оплатил отпуск не за три дня до его начала, а позже (ч. 9 ст. 136 ТК РФ). В итоге компания взыщет с работника только средний заработок.
Кроме того, суд вправе направить руководителю местной трудовой инспекции частное определение (ст. 226 ГПК РФ). Инспекция проведет проверку и оштрафует компанию несвоевременную оплату отпуска.
Другие компании подробно описывают режим использования служебного автомобиля в локальном акте.
В этом случае предполагается, что все, что находится за рамками такого описания будет являться личной поездкой. Конечно, суды смотрят на фактический характер поездки.
Но все же компаниям при наличии такого локального акта будет легче доказать личный характер поездки в случае возникновения спорных моментов.
Работника оштрафовали за нарушение ПДД
Если работник нарушил правила дорожного движения, инспектор ГИБДД или суд привлекут его к административной ответственности. Постановление о назначении наказания подтвердит, что авария произошла в результате административного проступка. А это одно из оснований полной материальной ответственности работника (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).
Кто вомещает ущерб потерпевшим в ДТП?
Если работник попадает в аварию во время рабочей поездки, то ущерб потерпевшим возмещает его работодатель. Если авария произошла в ходе личной поездки, то работник платит потерпевшим самостоятельно.
Работодатель обязан возмещать вред третьим лицам, который ее работник причинил при выполнении трудовых обязанностей. Поэтому если работник станет виновником ДТП, чинить автомобили пострадавших и компенсировать им моральный вред будет работодатель (ст. 1068 ГК РФ). Затем он сможет взыскать ущерб с работника в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).
Это правило не применяют, когда работник попадает в ДТП во время поездки на служебном автомобиле по личным делам (ст. 1068 ГК РФ). В таком случае действует ст. 1079 ГК РФ об ответственности за источники повышенной опасности (в нашем случае это автомобиль).
Норма возлагает обязанность возмещать вред на лицо, которое владеет автомобилем. В данном случае это работник. Поэтому если ДТП произошло во время поездки работника в личных целях, то пострадавшие в ДТП лица будут взыскивать ущерб непосредственного с него.
С работника можно взыскать деньги, выплаченные потерпевшему в ДТП
Регрессный иск к работнику нужно подать в течение года с момента выплаты денег потерпевшему. Компания рискует проиграть дело по формальному основанию, если опоздает с иском.
Часто с момента аварии до расчета компании с потерпевшими проходит больше года. Время нужно на то, чтобы установить размер ущерба, на судебные разбирательства. Работник компании, скорее всего, постарается использовать это обстоятельство. Он заявит в суде о пропуске годичного срока давности на взыскание ущерба (ст. 392 ТК РФ).
Апеллируйте тем, что срок давности в данном случае исчисляют не с момента аварии, а с момента выплаты денег потерпевшему. Именно в этом момент компания получает ущерб. Как следствие у нее возникает право регрессного требования к работнику.
Закон не прописывает это правило напрямую. Вывод о порядке исчисления сроков давности следует из абз. 3 п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 № 52. Поэтому ссылайтесь на это постановление, если работник заявит, что вы опоздали с иском.
Судебная практика
Источник: https://uni08.ru/voditel-razbil-sluzhebnyj-avtomobil-dolzhen-li-on-vozmestit-ushherb/