Прекращение деятельности хозяйственного общества далеко не всегда носит добровольный характер. Процесс ликвидации юридического лица вправе инициировать государственные структуры. Чаще всего такое полномочие реализуется налоговой инспекцией. Контролирующая служба наделена широкими правами по борьбе с компаниями-призраками, однодневками и недобросовестными предпринимателями.
Порядок закрытия фирмы
На законодательном уровне закреплено несколько механизмов ликвидации. Классическая процедура основана на волеизъявлении учредителей. При добровольном прекращении деятельности издержки и организаторские функции ложатся на собственников. Все долги компании подлежат оплате, а остатки имущества – распределению между участниками.
В принудительном порядке фирму ликвидируют следующими способами:
- Банкротство. Процесс признания финансовой несостоятельности подробно описан законом 127-ФЗ от 26.10.02. Ключевым условием реализации процедуры является объективная неспособность предприятия удовлетворить кредиторские требования.
- Судебное разбирательство. Инициировать производство в арбитражном суде представители власти могут при систематическом и грубом нарушении фирмой законодательства. Подать иск вправе не только налоговые органы, но и представители антимонопольной службы, Центробанка РФ, прокуратуры, муниципалитета.
- Исключение записи из ЕГРЮЛ. Статья 21.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01 разрешает закрыть ООО в административном порядке. Такое право предоставлено территориальной налоговой инспекции.
Условия реализации каждого из перечисленных механизмов закреплены на федеральном уровне. Нарушение правил влечет отмену решений о ликвидации.
Основания принудительного закрытия фирмы
Прекращение коммерческой деятельности против воли собственников осуществляется по нескольким причинам. Налоговая служба вправе действовать в следующих случаях:
- Систематическое несоблюдение нормативных предписаний. Ликвидация происходит из-за грубых нарушений закона. К таковым относят ведение бизнеса без лицензии или допуска саморегулируемого объединения, легализацию криминальных доходов, недобросовестную конкуренцию, построение заведомо преступной коммерческой модели. Перечень причин открыт. Основанием же служит вступившее в силу решение суда.
- Наличие задолженности перед бюджетом. Просрочка в исполнении финансовых обязательств фирмы должна составить не менее 3 месяцев. Арбитражный суд возбуждает производство, если долг достиг отметки в 300 тыс. рублей (статьи 3 и 6 закона № 127-ФЗ от 26.1002).
- Фактическая остановка деятельности. Признаки, свидетельствующие о прекращении бизнеса, приведены в статье 21.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01. Норма относит к таковым отсутствие годовой отчетности и транзакций по банковским счетам за тот же период. Вывод, что деятельность не ведется, делают по итогам комплексной оценки. В суд не обращаются.
- Недостоверность данных в реестре. Запись о несоответствии сведений должна оставаться в ЕГРЮЛ не менее полугода. При этом территориальная инспекция обязана известить компанию о внесении пометки и предложить уточнить информацию (ст.21.1 закона 129-ФЗ). В этом случае допускается исключать предприятие из ЕГРЮЛ в административном порядке.
- Отсутствие денег на ликвидацию. В принудительном порядке организация исключается из государственного реестра, если возложить расходы на учредителей не представляется возможным. Судебное решение не требуется.
Действуя вопреки воле собственников, налоговый орган обязан соблюдать процессуальные правила. Ключевым принципом остается публичность. Вся информация размещается в открытых источниках.
Стадии ликвидации компании
Нормативным базисом исключения сведений из реестра является закон ФЗ 129 от 08.08.01. Регламент дополняют ведомственные инструкции, разъяснения ФНС РФ и судебная практика. Административный порядок включает следующие стадии:
- Мониторинг. Налоговая служба создает реестр компаний-молчунов. Справочная база позволяет отслеживать так называемые брошенные фирмы. Если организация не сдает отчетные документы, инспекция начинает отсчет.
- Проверка активности. Следующим этапом процедуры становится анализ движений по счетам. Для этого сотрудниками контролирующего органа делаются запросы в банк.
- Принятие решения. Руководитель налоговой инспекции рассматривает материалы, полученные в ходе мониторинга и проверки. Если все требования статьи 21.1 закона 129-ФЗ выполнены, издается акт об исключении сведений из ЕГРЮЛ. На этом этапе определяется ряд процедур, который должен быть соблюден. Порядок осуществления полномочий главы ИФНС закреплен приложением 4 к приказу ФНС РФ № САЭ-3-15/332@ от 18.07.05. Регламентом на руководителя возложены функции представления территориальной инспекции, в том числе при проведении проверочных мероприятий. Правила принятия решений определяются внутренними положениями ведомства. На практике оформление документа носит автоматический характер.
- Оповещение заинтересованных лиц. Информация о предстоящей ликвидации публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации». Статус официального издания за источником закреплен распоряжением ФНС РФ № САЭ-3-09/355@ от 16.06.06. Сведения размещают не позднее 3 рабочих дней с момента принятия решения. В объявлении указывают порядок предъявления возражений, сроки и формы. Ждут заявлений от граждан и компаний в течение 3 месяцев. Отсчитывать срок лица, чьи интересы затрагиваются, должны со дня выхода сообщения.
Если по истечении установленного периода возражений в налоговую службу не поступит, запись о юридическом лице удаляется из ЕГРЮЛ. Организация утрачивает правоспособность и не может выступать в качестве самостоятельного участника отношений.
Важно! Исключение фирмы из ЕГРЮЛ без решения суда не освобождает руководителей от ответственности. На должностных лиц налагают санкции в соответствии со статьями 15.6 и 15.5 КоАП РФ.
Препятствий для административной ликвидации немного. Реализовать процедуру нельзя, если у организации имеются долги с не истекшей исковой давностью. К этому случаю относят и предприятия с недоимками по страховым взносам или налогам.
Источник: https://newfranchise.ru/baza_znaniy/ooo/prinuditelnaya-likvidatsiya-yuridicheskogo-litsa-po-initsiative-ifns
Порядок ликвидации ООО по инициативе налоговой
Наш адвокат Екатеринбурга в сфере бизнеса поможет разобраться в процедуре Ликвидации ООО по инициативе налоговой: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!
Основания для автоматической ликвидации ООО
Под автоматической ликвидацией в данном материале понимается ситуация, при которой налоговый орган исключает юрлицо из ЕГРЮЛ.
Основания для такого исключения могут быть следующие:
- если юрлицо 12 месяцев не сдает отчетность, по его банковским счетам не проводятся операции и юрлицо не банкротится, т.е. у налоговой отсутствуют указанные сведения. При наличии приведенных признаков юрлицо будет признано недействующим и в отношении него может быть принято решение об исключении из ЕГРЮЛ.
- когда невозможно ликвидировать юрлицо, поскольку у него отсутствуют средства на расходы по его ликвидации, и на учредителей (участников) нет возможности возложить эти расходы.
- если в ЕГРЮЛ более шести месяцев с момента внесения содержится запись о недостоверности каких-либо сведений.
ВНИМАНИЕ: налоговая не сможет исключить юрлицо из ЕГРЮЛ, если в отношении него возбуждена процедура банкротства. подробнее о самостоятельной ликвидации фирмы по ссылке на нашем сайте.
Кто может инициировать процедуру принудительной ликвидации?
- Запустить процедуру принудительной ликвидации юрлица может:
- Государственный орган или орган местного самоуправления, в случаях, перечисленных в статье 61 Гражданского кодекса РФ.
- Одним из органов, обращающихся в суды с исками о ликвидации того или иного юрлица, является налоговая, которая может провести проверку, установить, например, недостоверность каких-либо сведений в ЕГРЮЛ, потребовать от юрлица предоставить достоверные сведения, и если юрлицо в свою очередь никак не отреагирует на требование налоговой, то налоговая подготовит и подаст иск в суд о ликвидации организации.
- Учредитель (участник), например, в связи с тем, что организация не может продолжить свою деятельность.
- Группа участников, если существует какой-то корпоративный конфликт, который не позволяет юрлицу осуществлять свою деятельность.
Помимо принудительной организации по инициативе вышеуказанных лиц, существует также возможность ликвидации юрлица через процедуру банкротства, в этом случае инициатором может выступать кредитор. Юрлицо в процедуре банкротства будет ликвидировано только, если суд признает его банкротом.
При наличии оснований для исключения недействующего юрлица из ЕГРЮЛ налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ.
Решение о том, что налоговый орган намерен исключить из ЕГРЮЛ недействующее ООО, публикуется в Вестнике госрегистрации в течение 3-х дней с момента принятия.
Также с указанным решением должна быть опубликована информация о порядке и сроках направления заявлений недействующим юрлицом, кредиторами или иными лицами, права и законные интересы которых затрагиваются соответствующим решением, а если быть более точным, то исключением недействующего юрлица из ЕГРЮЛ. Указывается адрес для направления заявлений.
После того, как налоговый орган опубликует свое решение, у заинтересованных лиц есть 3 месяца для направления мотивированных заявлений в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела, по установленной форме. В этом случае решение об исключении не будет принято.
Если же никакие заявления с возражениями не поступят, тогда юрлицо будет исключено из ЕГРЮЛ.
Возражение на ликвидацию ООО по решению налогового органа
Как мы уже знаем из предыдущего раздела, на решение налоговой о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ конкретного юрлица заинтересованные лица вправе представить в установленный срок заявления с возражениями о предстоящем исключении лица из ЕГРЮЛ. Возражения подаются по форме Р38001 и должны быть мотивированными.
В случае пропуска срока на подачу возражений и исключении ООО из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо вправе обжаловать решение налогового органа об исключении юрлица из ЕГРЮЛ в течение года, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав, если затронуты их права и законные интересы.
Принудительная ликвидация в судебном порядке
- Юрлицо может быть ликвидировано в принудительном порядке через суд, например, по заявлению налогового органа, если будет установлено, что связаться с юрлицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, невозможно.
- Прежде чем обратиться в суд в приведенном случае, налоговая должна направить уведомление по адресу юрлица, чтобы им были представлены достоверные сведения об адресе.
- Если в разумный срок сведения не поступят в налоговую, то соответствующий орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации юрлица.
Судом будут приняты меры по извещению доверенных лиц юрлица и учредителей (участников) о поступлении соответствующего заявления налоговой, также указанным лицам может быть предложено устранить нарушение до определенного срока. Если никакой реакции со стороны уполномоченных лиц и учредителей (участников) не последует, то суд примет решение о ликвидации юрлица, в связи с грубым нарушением требований закона.
ПОДРОБНЕЕ про ликвидацию через суд читайте по ссылке на сайте
Последствия ликвидации недействующего ООО
Поскольку по решению налоговой недействующее юрлицо может быть только исключено из ЕГРЮЛ, то в данном случае корректно говорить о последствиях исключения недействующего ООО из ЕГРЮЛ.
С момента исключения юрлица из реестра прекращается его гражданская правосубьектность, т.е. юрлицо не может приобретать какие-либо права, исполнять обязанности, быть истцом или ответчиком по делу, одним словом юрлицо уже не субъект права.
- Несмотря на то, что сведения о недействующем юрлице будут исключены из ЕГРЮЛ, это не препятствует привлечению к ответственности лиц, которые уполномочены выступать от имени юрлица.
- Кроме того, исключение юрлица из ЕГРЮЛ, не препятствует заинтересованным кредиторам или иным лицам обжаловать такое исключение.
- Наш адвокат поможет Вам на любой стадии ликвидации, звоните и мы запишем Вас на первичную консультацию, чтобы разобраться в ситуации и принять решение по эффективным шагам в деле.
Источник: https://katsaylidi.ru/blog/poryadok-likvidatsii-ooo-po-initsiative-nalogovoj/
Порядок принудительной ликвидации ООО органом ФНС
Ликвидация ООО ФНС выполняется в том случае, если деятельность компании велась с нарушением законодательства или не велась вовсе. В этой статье читатель найдет информацию о порядке ликвидации ООО по инициативе налоговой, а также об особенностях осуществления этой процедуры на практике.
- Ликвидация ООО по решению налогового органа (налоговых инспекций): причины
- Процедура ликвидации ООО ИФНС во внесудебном порядке
- Ликвидация ООО по решению суда
Ликвидация ООО по решению налогового органа (налоговых инспекций): причины
Причинами для ликвидации ООО по инициативе налогового органа являются:
- непредоставление отчетных документов в контролирующие органы и отсутствие операций на банковских счетах организации в течение 12 месяцев, предшествующих моменту инициирования ФНС процедуры упразднения компании (п. 1 ст. 21.1 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ);
- допущенные при регистрации ООО нарушения законодательства (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
- отсутствие у юрлица лицензии на осуществление определенного вида деятельности (подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
- неоднократное нарушение обществом требований действующего законодательства (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
- ряд иных оснований.
Ликвидация ООО во внесудебном порядке осуществляется лишь при возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, — во всех остальных случаях ФНС может выступать инициатором возбуждения судебного производства, направленного на упразднение компании.
Процедура ликвидации ООО ИФНС во внесудебном порядке
Последовательность действий, осуществляемых налоговой службой с целью упразднения юрлица, определена положениями пп. 3 и 4 ст. 21.1 закона 129-ФЗ, в соответствии с которыми она выглядит следующим образом:
- ФНС принимает решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ в связи с признанием ее недействующей.
- Решение публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации», причем публикацию необходимо осуществить в течение трех дней с момента его принятия.
- Одновременно с обнародованием принятого решения налоговый орган должен опубликовать информацию о порядке получения заявлений от кредиторов предприятия, права и интересы которых могут быть затронуты в результате упразднения фирмы.
- Принимаются заявления от кредиторов и иных контрагентов предприятия. Процедура осуществляется в течение трех месяцев с момента публикации соответствующего уведомления в органах печати. В том случае, если подобные заявления были направлены в адрес налогового органа, решение об исключении компании из ЕГРЮЛ не принимается, а ликвидация общества осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 61 ГК РФ.
Ликвидация ООО по решению суда
Инициируемая налоговой процедура ликвидации юрлица в судебном порядке состоит из следующих этапов:
- Представитель государственного органа направляет в Арбитражный суд исковое заявление с требованием о ликвидации общества. К нему должен быть приложен пакет документов, подтверждающих обоснованность инициативы налоговой.
- Арбитраж осуществляет проверку компании на наличие признаков, позволяющих присвоить ей статус недействующей (п. 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых…» от 30.07.2013 № 61).
- Создается ликвидационная комиссия, которая в соответствии с положениями ст. 63 ГК РФ публикует в журнале «Вестник государственной регистрации» сведения о грядущем упразднении компании, а также уведомляет о данном факте кредиторов предприятия.
- После окончания срока, предоставленного кредиторам для выдвижения финансовых требований (в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ он может составлять два и более месяца), составляется промежуточный ликвидационный баланс.
- Если имеющихся у предприятия средств достаточно для того, чтобы удовлетворить все предъявленные к нему требования, долги погашаются, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и передает его в налоговую, после чего в ЕГРЮЛ вносится запись о прекращении существования юрлица.
- Если же собственных средств компании не хватает на оплату всех имеющихся у нее задолженностей, процедура ликвидации осуществляется посредством присвоения компании статуса банкрота в порядке, предусмотренном положениями закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
***
Итак, принудительная ликвидация ООО налоговой может осуществляться как во внесудебном, так и в судебном порядке. В первом случае основанием для упразднения общества становится фактическое отсутствие деятельности, а во втором — грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства.
Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен
Подписаться
Источник: https://nalog-nalog.ru/ooo/poryadok_prinuditelnoj_likvidacii_ooo_organom_fns/
Ликвидация компании по инициативе налогового органа
Булатова Евгения
«ТЕОРИЯ ПРАВА»
С 01 сентября 2017 вступили в силу дополнения статьи 21.1 Федерального закона РФ от № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым у налоговых органов увеличилось количество оснований по исключению организаций из ЕГРЮЛ (см.
Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В нашей статье «Принудительное исключение компании из ЕГРЮЛ в 2017 году» мы рассказывали о принудительном исключении налоговыми органами с 2017 года недействующих компаний из ЕГРЮЛ.
В данной статье мы более подробно рассмотрим новые основания по исключению юридических лиц из ЕГРЮЛ налоговыми органами, а также, через какой период времени по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ и какие последствия могут наступить для участников и директоров компаний, исключенных из ЕГРЮЛ налоговым органом в принудительном порядке.
На каких основаниях налоговая инспекция исключает компании из ЕГРЮЛ
Так называемая «чистка ЕГРЮЛ» в последнее время набирает все большие обороты. Процедура исключения налоговыми органами недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ регламентирован Федеральным законом РФ от 08.08.2001г.
№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который был дополнен двумя новыми основаниями для исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 указанного Закона.
С 01 сентября 2017 года налоговый орган исключает из реестра те компании, у которых отсутствуют денежные средства на ликвидацию, а также те компании, в отношении которых более шести месяцев в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения.
На первый взгляд, если у компании нет денег на добровольную ликвидацию, для собственников «умирающих» компаний это вроде как спасательный круг, ведь наверняка в большинстве таких случаев многие из таких владельцев бизнеса надеются на исключение налоговыми инспекциями их брошенных фирм из реестра.
Согласно пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» недостоверными сведениями о юридическом лице судами признаются:
- при регистрации компании указан массовый адрес местонахождения;
- адрес, связь по которому невозможна (возвращение корреспонденции с пометкой «за истечением срока хранения» и т.п.);
- адрес компании, указанный при регистрации, не существует или по нему находится разрушенное сооружение или вовсе не позволяет использовать его в качестве помещения компании или офиса (в том числе помещения госорганов и т.п.);
- наличие заявления от собственника помещения о том, что он не разрешает использовать его адрес в качестве юридического адреса юридического лица (арендатора).
Что касается второго основания по исключению компании, в отношении которой в ЕГРЮЛ более шести месяцев содержится запись о недостоверности сведений, то такие записи вносятся в реестр только по результатам проведения налоговым органом проверки информации о компании, что уже не очень хорошо. Тут сразу отметим, что такие проверки бывают двух видов:
- при подаче документов на государственную регистрацию юридического лица (проверка проводится в течение времени, отведенного на государственную регистрацию, срок проверки может быть продлен до одного месяца, последствия – отказ в государственной регистрации);
- содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (исключение из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа).
Также, каждый квартал налоговые органы формируют список юридических лиц, не сдававших установленную налоговую отчетность в течение последних двенадцати месяцев, другими словами недействующих юридических лиц.
Через какой период по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ
Сроков и порядка исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по новым основаниям не определены. Однако все с той же целью исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ налоговики наделены правом проверки сведений о компаниях, содержащихся в ЕГРЮЛ на достоверность.
Основаниями начала такой проверки являются: заявление заинтересованного лица; иная информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, полученная ИФНС. Процедура проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ о юридических лицах детально пока не регламентирована.
На практике же, при проверке, к примеру, указанного в ЕГРЮЛ адреса компании, налоговые органы проверяют попытками связаться и получить объяснения от собственника помещения, в котором компания является арендатором, также запрашивают справки о количестве арендаторов по указанному адресу, осуществляют осмотры помещений и т.п.
Если в ходе проверки будет установлено, что компания фактически не находится по указанному в ЕГРЮЛ адресу, налоговая инспекция должна направить требование внести изменения в сведения о компании в ЕГРЮЛ.
Игнорировать такое требование компании не рекомендуется, лучше ответить на него в течение тридцати дней, чтобы налоговая инспекция не получив от Вас ответа, не внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности тех или иных сведений о вашей компании (см. п.6 ст.11 Федерального закона РФ от 08.08.2001г.
№ 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Делать это необходимо потому, что с 01 сентября 2017 года налоговые органы наделены полномочиями принудительно исключать из ЕГРЮЛ те компании, которые в течение шести месяцев не исправляют недостоверные сведения, содержащиеся о компании либо об участнике или директоре в ЕГРЮЛ (см. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ). Неизвестно пока, будет ли исключение из ЕГРЮЛ юридического лица из-за недостоверности сведений по истечении шести месячного срока автоматической процедурой. На сегодняшний день, поэтапно такой порядок ликвидации компании можно описать следующим образом:
- принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ;
- публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ с указанием порядка и сроков направления кредиторами заявлений, а также адреса, по которому такое заявление можно направить.
Публикации налоговиков с информацией о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ можно проверять на официальном сайте ФНС России www.nalog.
ru в разделе «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ».
Далее в течение трех месяцев со дня размещения такой публикации, кредиторы ликвидируемой компании, ее участники или сама компания могут направить в налоговый орган заявление о не согласии с исключением компании из ЕГРЮЛ.
Если в рамках указанного срока не поступят возражения, налоговый орган исключает компанию из ЕГРЮЛ не прибегая к помощи суда При пропуске заинтересованными лицами указанного срока направления возражений на исключение компании из ЕГРЮЛ, суды принимают сторону налоговых органов и подтверждают правомерность принятия налоговым органом решения о прекращении деятельности юридического лица таким способом (см. Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2016 года № А32-18881/2015, Арбитражного суда Центрального округа от 06 мая 2016 года № А 62-6758/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2016 года №А60-30019/2015).
По прошествии каждого календарного года отдел камеральных налоговых проверок направляет в банки запросы на наличие у юридических лиц в этот период движений по расчетному счету. Делается это с целью установления факта или отсутствия ведения деятельности компаний.
Если по таким запросам от банка поступит ответ об отсутствии у юридического лица за последний календарный год операций по расчетному счету, налоговая инспекция формирует справку с указанием оснований для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ и не позднее следующего дня передает ее в территориальную налоговую инспекцию, регистрирующую юридических лиц. На основании данной справки налоговая инспекция в течение пяти рабочих дней должна принять решение о готовящемся исключении компании из ЕГРЮЛ. Налоговый орган не вправе исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ, если:
- компания фактически не осуществляет деятельность, но исправно в установленные сроки предоставляет налоговую отчетность;
- компания вообще не предоставляет налоговую отчетность, но за последние двенадцать месяцев имеет хотя бы одну операцию по расчетному счету.
Если после прочтения данной статьи у Вас остались вопросы или необходима консультация, Вы можете позвонить или написать нам. Мы поможем разобраться в любой сложной ситуации. «ТЕОРИЯ ПРАВА»
Евгения Булатова
89134323913
Какие последствия для участников и директоров наступают при принудительном исключении компании из ЕГРЮЛ. В каком случае они могут быть дисквалифицированы
Юридическое лицо использует «массовый адрес» в качествен адреса местонахождения. Это, пожалуй, самое главное основание для привлечения компании и ее контролирующих лиц к налоговой ответственности.
В соответствии с абзацем 4 и 5 подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г.
№ 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регламентирует отказ в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице (адресе, директоре, участнике и т.п.), если в отношении таких сведений в ЕГРЮЛ содержится запись об их недостоверности.
Таким образом, «брошенная» компания не спасет от налоговых и иных обязательств, поскольку такая тактика собственников компаний помимо риска попасть под процедуру принудительного исключения компании из ЕГРЮЛ из-за недостоверности сведений, рискуют нажить себе еще воз других проблем.
Далее отметим про ответственность директора и учредителя компании за недостоверные сведения, в виде дисквалификации за предоставление на государственную регистрацию документов, содержащих заведомо ложные («недостоверные») сведения о компании (см. п. 5 ст.14.25 КоАП РФ).
За недостоверные сведения в ЕГРЮЛ руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности с наказанием в виде административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей (см. Постановление Архангельского областного суда от 09 марта 2017 года № 4а-100/2017). Согласно части 4 и 5 статьи 14.
25 КоАП РФ при повторном совершении этого же правонарушения должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года от одного до трех лет.
В арбитражной практике уже сейчас есть случаи, когда при установлении недостоверности адреса компании налоговые органы обращались в суд с требованием об обязании компании начать процедуру ликвидации за свой счет, отказываясь исключать ее в принудительном порядке из ЕГРЮЛ (см.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года по делу № А12-26579/2017). В последнее время налоговые органы довольно активно используют на практике указанную норму.
Дисквалификация, как особый вид административного наказания, применяется исключительно в отношении должностного лица – физического лица, занимающего должность руководителя (директора и т.п.). Такой вид административного наказания является всего лишь временным ограничением занимать руководящую должность максимум в течение трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ).
Кроме того, дисквалифицированное должностное лицо не может входить в состав совета директоров, осуществлять иное предусмотренное законом управление юридическим лицом. Как не оказаться в такой ситуации? Необходимо реально принимать участие в деятельности компании и ее управлении, то есть быть реальным директором и реальным участником. А для этого необходимо как минимум следить за своевременной сдачей налоговой и иной предусмотренной законом отчётности и даже если компания вдруг оказалась «ненужной», бросать ее не стоит, а лучше закрыть ее стандартными способами ликвидации, во избежание нарушения или неисполнения взятых на себя обязательств.
В июне 2017 года вступила в законную силу часть 3.1. статьи 3 Федерального закона РФ от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью».
Теперь с момента исключения компании из ЕГРЮЛ налоговым органом, факт такой принудительной ликвидации признается отказом должника (исключенной из ЕГРЮЛ компании) от исполнения денежных обязательств.
Поэтому, если у компании на момент исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа существовали долги по обязательствам перед кредиторами, которые возникли вследствие допущения недобросовестных действий участников или директора компании, такие контролирующие лица вероятнее всего будут привлечены к субсидиарной ответственности.
Это значит, что после исключения компании из ЕГРЮЛ по новым основаниям, кредиторы компании-должника, в том числе налоговая инспекция, получают право требования по неисполненным компании-должником обязательствам от ее контролирующих лиц (участников, учредителей, директора).
В связи с этим, налоговому органу вовсе не обязательно инициировать стандартную процедуру банкротства в отношении такой компании, а просто в принудительном порядке исключить ее из ЕГРЮЛ получив при этом возможность взыскать задолженность с участника или директора. Этот процесс может протекать одновременно с привлечением к ответственности взаимозависимой компании должника в порядке, предусмотренном статьей 45 Налогового кодекса РФ.
Еще одно последствие для собственников «брошенных» компаний предусмотрено Федеральным законом РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В частности, руководитель или участник исключенной из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа компании, имевший на момент её исключения долю в размере 50% от уставного капитала, в будущем не смогут зарегистрировать на свое имя новую компанию в течение трех лет, если ранее «брошенная» ими компания на момент исключения из ЕГРЮЛ имела задолженность перед бюджетом.
Фискалы в этом вопросе предусмотрели и другой способ участников обойти закон, такой как купить готовую компанию и войти в состав ее участников или встать в управление в качестве директора, сделать это не получится (см. абз. 2 и 3 пп. ф п. 1. ст. 23 Закона № 129).
Также в результате исключения компании из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа, собственники утрачивают право распоряжаться имуществом, числящемся на балансе компании на момент ее исключения, поскольку с момента исключения юридического лица из реестра, прекращается его правоспособность.
Источник: https://apgmag.com/diskvalifikatsiya-rykovoditeliya-likvidatsiya-kompanii/
Принудительная ликвидация ООО налоговой последствия для учредителей — помощь от лидеров
Налоговая инспекция имеет полномочия принудительно ликвидировать ООО, если выявлены признаки нарушений, позволяющие исключить фирму из реестра ЕГРЮЛ. Такая процедура не связана с судебным иском и проходит по упрощённой схеме, без учёта мнения учредителей, руководства компании.
Когда ООО принудительно исключают из ЕГРЮЛ
Отделение ФНС имеет право инициировать эту процедуру при следующих обстоятельствах:
- Учредители компании занимается видом деятельности, требующим лицензирования, не получив для этого лицензию;
- Предприятие в ходе финансово-хозяйственной деятельности нарушает российские законы;
- Отсутствует движение средств на счетах ООО;
- Организация в течение года не сдаёт отчётность в налоговые органы;
- Организация не располагает достаточными средствами для проведения официальной процедуры принудительной ликвидации;
- Использование фальшивого юридического адреса;
- Учредителями фирмы предоставлены ложные сведения при регистрации.
Последствия для учредителей выражаются в передаче дела в суд или одностороннем исключении из ЕГРЮЛ организации, деятельность которой фактически прекращена.
Принудительная ликвидация через суд и его последствия
Принудительная ликвидация действующей фирмы может быть осуществлена по инициативе ФНС только в судебном порядке.
Налоговый орган должен собрать факты, подтверждающие неоднократное нарушение закона в ходе финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой организацией.
Готовится аргументированный иск, дополнительно подтверждённый документами, удостоверяющими факт нарушения законодательства. Если суд его удовлетворит, то формируется комиссия для принудительной ликвидации ООО по инициативе налоговой.
Уполномоченная группа лиц закрывает счета в банках, формирует промежуточный баланс (ПЛС), принимает требования со стороны кредиторов и проводит аудит ООО для выявления причин, приведших к принудительной ликвидации.
Формируется окончательный баланс (ОЛС) и осуществляется оплата госпошлины в размере 20% от той суммы, которая была уплачена при регистрации фирмы.
Последствия заключаются в исключении ООО из ЕГРЮЛ и выдаче соответствующего свидетельства, которое направляют основному учредителю и руководителю организации.
Упрощённый порядок ликвидации ООО налоговой и его последствия
Принудительная ликвидация налоговой ООО может проходить в упрощённом порядке и заключаться в исключении из ЕГРЮЛ без решения суда. Такие последствия возможны, если учредители компании на протяжении года не вели финансово-хозяйственной деятельности и не сдавали отчётность в ФНС, а на счетах ООО отсутствует движение средств. Налоговая действует по следующей схеме:
- Осуществляется выборка компаний, длительное время не предоставляющих налоговую отчётность;
- Делается запрос в банки, в которых у этих предприятий открыты расчётные счета;
- Выбирают ООО, на счетах которых на протяжении года не было движения средств;
- Налоговая публикует в средствах массовой информации сведения о принудительной ликвидации ООО за три дня до исключения фирмы из ЕГРЮЛ;
- Если руководство организации не опротестовывает это решение в суде, то компанию принудительно ликвидируют.
Однако если заинтересованные лица, в частности учредители или кредиторы, подадут заявление в суд, то процесса исключения из реестра по упрощённой схеме будет прекращен. Когда заявление подаётся от заимодавцев, желающих вернуть свои деньги, а у ООО нет средств для погашения обязательств, инициируют процедуру банкротства.
Внимание! Если налоговая планирует исключить фирму из ЕГРЮЛ, но выявляет у неё задолженности по налогам, то она обязана подать заявление, выступая в качестве кредитора, прекращая процедуру административной принудительной ликвидации.
Ликвидация ООО при предоставлении неверных данных в реестр и последствия
Отдельная процедура принудительной ликвидации по инициативе налоговой разработана в случаях, когда учредители компании предоставили неверные данные, касающиеся официального юридического адреса или других сведений, который вносятся в реестр. Последствия будут выражаться в совершении сотрудниками налоговой службы, следующих действий:
- Сбор персональных данных;
- Запрос справок;
- Информация от арендодателей.
Если выясняется, что касающиеся юридического адреса предоставленные сведения неверны (или изменились), и на текущий момент не соответствуют действительности, то на предприятие отправляют официальное уведомление, в котором содержится настоятельная просьба изменить данные в реестре.
Учредители компании получают на это 30 дней. Если руководство не выполнит эти требования, то последствия выразятся в проставлении в ЕГРЮЛ отметки, означающей, что информация неверна.
Если руководство и учредители ООО в течение полугода не предпримут никаких действий для исправления этой ситуации, то фирма автоматически исключается из реестра ЕГРЮЛ.
Основные последствия для учредителей при закрытии ООО налоговыми органами
Когда проводится принудительная ликвидация ООО налоговой, последствия для учредителей могут быть разные, зависит это от того, остались ли долги после закрытия фирмы и какие нарушения допускались учредителями в процессе осуществления её финансово-хозяйственной деятельности.
Если после закрытия компании к ней есть финансовые, имущественные претензии со стороны физических, юридических лиц, то они погашаются за счёт активов предприятия. Когда на момент принудительной ликвидации фактически прекратившего деятельность предприятия у него нет активов и средств, то последствия для учредителей заключаются в привлечении к солидарной ответственности.
Если налоговая инспекция принудительно ликвидирует ООО в связи с фактическим прекращением деятельности, то могут быть последствия в виде штрафов от ФНС и ФСС за несвоевременное предоставление налоговой отчётности. Однако эти последствия будут применены в отношении непосредственного руководителя. Если таковым является учредитель, то эти штрафы в размере 500 рублей придётся платить ему лично.
Внимание! Если не оплатить штраф, то последствия ликвидации будут выражаться в запрете на выезд за границу.
Группа МИП поможет избежать последствий для учредителей при проведении принудительной ликвидации ООО налоговой или минимизировать их. Обратитесь к нашим юристам для консультации и сопровождения всей процедуры прекращения деятельности компании.
Похожие услуги по теме
Источник: https://advokat-malov.ru/reg-uslugi/prinuditelnaya-likvidaciya-ooo-nalogovoj-posledstviya-dlya-uchreditelej.html
Исключение ООО из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции
Ликвидировать (закрыть) фирму могут не только учредители
общества в добровольном порядке по своему желанию, но и налоговый орган может
исключить общество из ЕГРЮЛ как недействующее. При этом долги кредиторам и
участникам общества не выплачиваются, фирму просто исключают из реестра ЕГРЮЛ,
таким образом фирма считается закрытой по инициативе налоговой.
Для того, чтобы налоговый орган признал ООО недействующей,
необходимо чтобы выполнилось одно из условий:
- ООО в последние 12 месяцев не представляет налоговую и
бухгалтерскую отчетность; - по расчетным счетам ООО не было ни одного денежного
движения; - Юридический адрес общества признали недостоверным и в
ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности более шести месяцев.
Если у общества есть задолженность перед бюджетом по налогам
и взносам, которая не гаситься в течении 3-х календарных месяцев, то налоговый
орган вправе обратиться в суд с требованием признать данное общество банкротом.
Однако на практике, налоговой инспекции не выгодно данное мероприятие, так как
такие долги признаются безнадежными и не подлежат возврату.
Если одно из вышеперечисленных условий имеет место быть, налоговый орган
вправе ликвидировать ООО в добровольном порядке.
О предстоящем исключении фирмы из реестра ЕГРЮЛ должны
узнать ее потенциальные кредиторы. Для этого налоговая размещает текст решения
в журнале «Вестник государственной регистрации». Сообщение в журнале приравнено
к уведомлению заинтересованных
контрагентов ликвидируемой компании.
Если в течение трех месяцев после публикации ни один из
кредиторов не прислал налоговой заявление о своих требованиях, такая
организация исключается из реестра ЕГРЮЛ. Таким образом фирма считается
ликвидируемой.
Последствия для ООО, которую ликвидировала налоговая
За коммерческую деятельность фирмы отвечают учредители и
гендиректора компании. Если компанию ликвидировала налоговая инспекция, вывод
один: ее бросили и не захотели добровольно ликвидировать ее собственники.
Наказание от государства в этом случае следующее:
- учредитель исключенной из реестра ЕГРЮЛ, владевший более
50 % доли в обществе, при наличии долгов по налогам, сборам и взносам в бюджет
на момент закрытия, в течение трех лет не сможет зарегистрировать новую
компанию, стать участником уже действующей организации, и не имеет право
назначаться директором; - аналогичный запрет на открытие новой фирмы, руководство ею
и покупку доли в другом юридическом лице распространяется и на генерального
директора недействующего ООО, которое закрыла инспекция.
Принято решение о предстоящем исключении недействующего
юрлица из ЕГРЮЛ
Можно ли отменить решение о предстоящем исключении фирмы из
ЕГРЮЛ? Ответ — можно!
Если ООО исключают за недостоверный юридический адрес, то в срочном порядке нужно сменить юридический адрес, после смены, которая занимает полторы недели запись о недостоверности адреса и запись о предстоящем исключении автоматически уберут.
|
Если исключают ООО как недействующее, то отменить можно двумя способами:
1) административный порядок обжалования.
Заключается в подаче Жалобы об оспаривании государственной
регистрации исключения недействующей компании в налоговую инспекцию, которая
занимается ликвидацией общества. Второй экземпляр жалобы и заявления можно
отправить в Управление ФНС.
Жалоба составляется в простой письменной форме (нотариально
заверять нет необходимости).
Жалоба составляется на бланке компании
- с основными реквизитами фирмы, обязательно укажите телефон
для связи и электронную почту для отправки ответа; - основная часть текста — это описательная часть вашего
несогласия с процедурой ликвидации ООО из выписки ЕГРЮЛ; - заключительная часть текста — это просьба отменить
незаконное решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
К жалобе необходимо приложить документы, которые будут
свидетельствовать о вашей правоте и просьбе.
Жалобу могут подать кредиторы ООО, собственники (учредители)
и даже работники фирмы. Через 15 рабочих дней налоговая инспекция выносит
заключительное решение, если оно вас не устраивает, то следующий способ
обжалования — Судебный порядок.
2) судебный порядок обжалования.
Обращение (исковое заявление) составляется в письменной
форме или с помощью сервиса «Мой арбитр».
При обращении в суд оплачивается госпошлина в размере 3000
рублей для юридических лиц. Дело разбирается в срок не более 3 месяцев с даты
поступления заявления. Решение суда вступает в силу сразу же после его принятия
(ч. 7 ст. 201 АПК РФ).
Содержание искового заявления:
- название суда;
- данные заявителя, место его нахождения или жительства,
телефоны, электронная почта; - наименование налогового регистрирующего органа;
- реквизиты решения, номер и дата записи в реестре, которые
оспариваются; - описание ситуации, какие права и законные интересы
затронуты решением/действием; - информация о том, каким нормативным актам не соответствует
решение/действие. В частности, они могут противоречить п. 1, 2, ст. 21.1, п. 7
ст. 22 закона № 129-ФЗ. Также при несоблюдении правил публикации решения о
предстоящем исключении речь идет о нарушении п. 3 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ. - требование о признании незаконным:
- решения инспекции о предстоящем исключении из реестра;
- действия регистрирующего органа по внесению в ЕГРЮЛ записи
о прекращении деятельности организации.
И обязательно указываете перечень приложений.
Прикладываются к заявлению в силу ч. 2 ст. 199, ст. 126 АПК
РФ:
- квитанция об оплате госпошлины;
- доказательства по доводам заявителя (перечень зависит от
доводов); - копия документа о регистрации ООО или ИП (например, лист
записи о регистрации ООО); - доверенность;
- выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о заявителе и органе, решение
которого оспаривается; - копия оспариваемого акта.
Итак, делаем краткий вывод: если вашу ООО исключают из
выписки ЕГРЮЛ (появилась запись об исключении) то можно все решить в досудебном
порядке, написав жалобу в налоговый орган или уже воспользоваться услугами
арбитражного суда. В первом случае-все пройдет быстрее и без госпошлины, если
же действовать через суд- то есть вероятность добиться желаемого положительного
результата.
- Также читайте на сайте:
- Регистрация ООО
- Регистрация ИП
- Пошаговая инструкция по смене юридического адреса ООО
- Выбор системы налогообложения
- Ведение бухгалтерского учета
- Порядок и сроки отчетности и уплаты налогов
- Классификатор ОКВЭД
Источник: https://www.buxprofi.ru/information/isklyuchenie-ooo-iz-egryul-po-iniciative-nalogovoj-inspekcii
Ликвидация ООО по решению или иску налоговой
Ликвидация ООО по решению налогового органа вполне возможна, однако для этого необходим ряд условий. Подробнее о том, какое законодательство регулирует порядок ликвидации фирмы по решению ФНС, и какова процедура ликвидации, расскажем в статье.
Принудительная ликвидация ООО налоговой – законодательные основы
Чаще всего ликвидируют фирму сами участники, однако это лишь общий порядок. Действующее законодательство предусматривает и иные способы прекратить деятельность организации, одним из которых является ликвидация ООО ФНС.
Порядок ликвидации организации по инициативе налогового органа закреплен в ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129.
Особенностью рассматриваемого метода ликвидации фирмы является то, что ООО фактически прекращает работу, несмотря на то, что участники компании не принимали решения о прекращении деятельности.
Приведем три основных критерия, согласно которым ФНС может определить, что ООО фактически не действует:
- Организация не перечисляет платежи в бюджет.
- Отсутствует движение по счетам.
- Организация перестала сдавать предусмотренную законом отчетность.
Таким образом, фирма существует лишь на бумаге, то есть формально. Для государства наличие таких организаций нецелесообразно, и именно поэтому законом установлен особый порядок их ликвидации.
Ликвидация ООО налоговой инспекцией – процедура
Для того, чтобы налоговые органы поняли, что организация, формально существуя, прекратила свою деятельность, п. 1 ст. 21.1 ФЗ № 129 предусматривает два критерия:
- Компания за целый год не представила никакой отчетности.
- Расчетные счета организации в течении целого года никак не используются, то есть нет движения ни по одному из них.
Указанные критерии должны выполняться вместе, в совокупности. Если компания сдает отчетность, но операций по счетам нет, то это не дает право ФНС исключить ООО из реестра. Аналогично, если фирма не сдает отчетность, однако использует банковские счета, это свидетельствует о ее функционировании.
Разберем этапы исключения компании из ЕГРЮЛ по решению ФНС:
- Исключить организацию из ЕГРЮЛ ФНС может, приняв об этом соответствующее решение. Если есть сведения о том, что организация находится на стадии банкротства ФНС не вправе инициировать ликвидацию по рассматриваемому сценарию. Кроме того, само по себе принятие решения не означает, что процесс исключения из ЕГРЮЛ пройдет до конца. Это свидетельствует лишь о том, что процесс начат.
- После принятия ФНС решения, сведения о предстоящей ликвидации должны публиковаться в “Вестнике государственной регистрации”. На это у налоговой инспекции есть 3 дня. Там же публикуются и данные для кредиторов и участников фирмы для направления ими заявлений в связи с предстоящей ликвидацией компании. Такие заявления должны быть не голословными, а мотивированными. Форма заявления № Р38001 утверждена Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@. Скачать ее для заполнения в Adobe Reader (формат PDF) можно по ссылке.
- На представление заявлений дается 3 месяца. Если заявления поступают, процесс прекращается, а решение ФНС отменяется. В этом случае процедура ликвидации может проходить только в порядке банкротства, либо в ином, предусмотренном законом.
- Если заявлений не поступает, организация исключается из ЕГРЮЛ.
Ликвидация ООО по решению суда (по инициативе налогового органа)
Налоговики могут стать инициаторами ликвидации ООО не только по описанной выше процедуре, которую легко прервать, но и в ином порядке – через суд.
Основания для этого предусмотрены в п. 3 ст. 61 ГК РФ. ФНС может обратиться в суд, если:
- Регистрация фирмы признана недействительной.
- Компания действует без лицензии, хотя такая лицензия необходима.
- ООО не является членом СРО, хотя такое членство обязательно в силу закона.
- Компания не допущена к определенному виду деятельности (отсутствует свидетельство, выданное СРО).
- Фирма действует с нарушениями законодательства РФ.
***
Таким образом, по решению ФНС ликвидация ООО вполне возможна, если организация не ведет деятельность более года. Кроме того, ФНС имеет право обратится в суд с требованием о ликвидации любой фирмы при наличии указанных выше оснований.
Источник: https://zakoved.ru/biznes/likvidatsiya-ooo-po-resheniyu-ili-isku-nalogovoj.html